Тибетские монахи делятся сокровенными знаниями с учёными Гарвардского университета

0
1392

monk-728x400

Количество древних учений, повествующих о людских способностях приобретать сверхъестественную силу при помощи самых разных техник, поистине поражает воображение. В литературе, посвящённой буддизму и йоге, некоторые из таких техник называются siddhis, что в переводе с санскрита означает «совершенство». Сиддхи включают в себя медитацию, статические танцы, барабанный бой, молитву, аскезу, психоделический опыт и многое другое.

Сам факт присутствия сверхъестественных способностей широко известен и общепризнан в буддизме, поскольку Будда требовал от своих учеников умения достигать таких способностей, но в то же время не отвлекаться на них.

Профессор в области изучения тибетского буддизма в Университете штата Мичиган Дональд Лопес младший так описывает уникальные способности, приписываемые Будде:

Считается, что в состоянии просветления, Будда обладал разного рода сверхъестественными способностями, например, помнил каждую из прожитых им ранее жизней, а также жизни других живых существ, читал чужие мысли, мог раздваиваться, образовывая при этом собственных двойников, поднимался в воздух, одновременно извергая из своего тела воду и пламя. И хотя он перешёл в нирвану в возрасте восьмидесяти одного года, он мог бы жить на земле «вечно или до скончания веков», если бы его об этом попросили.

Существует множество исторических свидетельств, повествующих о людях с «необычайными человеческими способностями», если прибегнуть к определению Научно-исследовательского института ноэтических наук. Поскольку речь в данной статье идёт о буддийских монахах, приведём ещё один пример традиционных знаний из книги Свами Рама «Жизнь среди гималайских йогов»:

«Никогда раньше я не видел человека, способного просидеть, не моргая, восемь или десять часов, но этот монах действительно обладал необыкновенным даром. Во время медитации он возносился над землёй на высоту около восьмидесяти сантиметров. Впоследствии мы измерили это при помощи рулетки. Как я уже заявлял, я не отношу левитацию к духовной практике, и мне бы хотелось ещё раз это подчеркнуть. Это практика пранаямы высокого уровня. Тот, кто знает о взаимосвязи массы и веса тела в физике, понимает, что левитация вполне реальна, хотя для этого необходима длительная и сосредоточенная тренировка.

Ещё он обладал способностью трансформировать материю, например, превращал обломок каменной скалы в сахарный куб. На следующее утро я стал свидетелем нескольких подобных преображений. Он попросил меня дотронуться до песка, и песчинки превратились в миндаль и кешью. Раньше я уже слышал о такой науке и даже знал ее основные принципы, но всё равно мне было трудно поверить в подобные истории. Хотя мне и не доводилось исследовать эту область знаний, я хорошо знаком с основополагающими законами науки».

В литературе, как и в описаниях традиционных знаний и культуры, встречается много подобных историй, и каждый читатель должен самостоятельно решить, насколько они внушают ему доверие. Очевидно, что приверженцы различных древних учений будут менее склонны относить эти истории к вымыслу и небылицам. Поскольку наука теперь в состоянии пролить свет на некоторые истины древнего мистического опыта, предположение, будто в свое время о сверхъестественных способностях было известно всем, выглядит менее фантастично.

Ряд исследований в области парапсихологии привели сегодня к статистически значимым результатам, особенно, если рассматривать выводы, сделанные квантовой физикой. Вот почему основоположник квантовой физики немецкий физик-теоретик Макс Планк заявлял, что он «рассматривает сознание как нечто фундаментальное» и трактует «материю, как производную от нашего сознания». Он также писал, что «всё, о чём мы говорим, всё, что мы считаем существующим в реальности, обусловлено сознанием». Далай-лама поддержал эту точку зрения:«Хотя у буддийской философии и квантовой механики имеются определённые различия, их взгляды на мир в целом совпадают настолько, что мне кажется, они вполне могли бы обменяться рукопожатием. Эти яркие примеры позволяют нам увидеть результаты человеческого мышления. Вне зависимости от того чувства восхищения, которое порождают в нас выдающиеся мыслители, мы не должны забывать, что точно так же как и мы, они являлись представителями человеческого рода».

Профессор физики Ричард Конн Генри с кафедры физики и астрономии университета Джона Хопкинса идёт дальше в своих объяснениях:

«Фундаментальные выводы новой физики показывают, что реальность создаётся наблюдателем, и в качестве наблюдателей мы сами задействованы в её создании. Физики были вынуждены признать, что вселенная представляет собой «ментальную» конструкцию. Британский физик-теоретик и новатор сэр Джеймс Джинс писал: «Поток знаний движется к немеханической реальности; вселенная начинает больше походить на грандиозное мышление, чем на колоссальный механизм. Разум больше не выглядит названым гостем, случайно вторгшимся в область материи, наоборот нам следует провозгласить его её создателем и властителем». Нам ещё предстоит свыкнуться с бесспорным заключением, что вселенная имеет не материальную, а духовно-ментальную природу».

Исследователи Гарвардского университета в гостях у тибетских монахов

В восьмидесятых годах прошлого века профессор медицины Гарвардского университета Герберт Бенсон с группой исследователей изучали во время посещения отдаленных монастырей Тибета удивительные способности живущих в Гималаях монахов. До сих пор остаётся неизвестным, как монахам удавалось излучать тепло и повышать температуру пальцев рук и ног на целых 17 градусов при помощи техники йоги туммо.

Исследователей также заинтересовала практика медитации в индийском штате Сикким в Гималаях, где монахи, достигшие высокого уровня совершенства, умели понижать обмен веществ в организме на 64 процента.

В 1985 году группа исследователей из Гарвардского университета запечатлела исключительные способности тибетских монахов на видео: при помощи температуры собственного тела монахам удавалось высушивать холодные, мокрые простыни. Точно также практикующие технику туммо монахи способны обходиться без тёплой шерстяной одежды во время холодных зимних ночей в Гималаях на высоте более четырёх с половиной тысяч метров.