Как вырастить гения

0
718

Источник перевод для mixstuff – Евгения Яковлева

В течение 45 лет продолжается научное наблюдение за группой из пяти тысяч интеллектуально одарённых детей, и из полученных результатов уже можно сделать выводы о том, какие подходы дадут наилучший результат при обучении будущих поколений.

8-8900559

 «Нравится нам это или нет, эти люди управляют нашим обществом. Именно они становятся учёными и академиками, директорами компаний и федеральными судьями, сенаторами и миллиардерами» — говорит об участниках исследования психолог Джонатан Вэй.

Исследование Математически Одарённых Детей (SMPY) стартовало в марте 1972 года под руководством  Джулиана Стэнли из Университета Джона Хопкинса. Сначала в нём принимали участие 450 интеллектуально одарённых детей от 12 до 14 лет, которым предлагалось ответить на вопросы математической части Стэндфорского теста (типовой тест для определения уровня подготовки). Это исследование оказалось первым стандартизированным научным «поиском талантов» и пять лет спустя Стэнли расширил его, охватив больше детей. Он также решил отслеживать их достижения в дальнейшей жизни, от школы и высшего образования до успехов в карьере и далее.

Первые четыре группы участников занимали от 3% до 0,01% верхних позиций по результатам Стэнфордских тестов. В 1992 году была добавлена ещё одна группа, включавшая в себя ведущих студентов магистратуры в области математики и других естественных наук, после чего общее число наблюдаемых округлилось до пяти тысяч..

После прохождения Стэндфордских тестов, следующие контрольные исследования первых четырёх групп были запланированы на возраст 18, 23, 33, 50 и 65 лет, а пятая группа к настоящему моменту прошла контрольный опрос в 35 лет, и впереди её ждут тесты в возрасте 50 и 65 лет.

Это исследование имеет достаточно широкий резонанс в научном мире. За четыре десятилетия ему посвятили более 400 научных статей и несколько книг. Немецкий психолог Кристоф Перлет, например, отозвался о нём так: «Мне неизвестно ни о каком другом исследовании в мире, которое давало бы такой всеобъемлющий ответ на вопрос, как и почему развивается научно-технический талант».

Вероятно, наиболее шокирующий аспект полученных результатов пока что состоит в том, что они противоречат убеждению, что можно стать «экспертом» в чём угодно, если упорно практиковаться. Как в спорте у каждого есть определённая планка, выше которой он не прыгнет, сколько бы ни тренировался, то же самое касается и развития интеллекта. Результаты исследования Стэнли определяют ранние познавательные способности как самый важный фактор интеллектуального развития, превосходящий и длительную практику, и влияние окружения (например, социально-экономический статус).

Этот результат может разочаровать тех, кто не рождён гением, однако был выделен ещё один критический фактор для воспитания интеллекта у детей, одинаково значимый и для талантов, и для отстающих. Он состоит в том, что для достижения наилучших результатов дети должны получать всестороннюю поддержку.

Результаты исследования Стэнли говорят о том, что интеллектуально одарённые дети оказываются в невыгодном положении в обществе, которое фокусируется на имеющих трудности в обучении. Вместо того, чтобы предоставлять опережающих детей самим себе, следует поощрять их тягу к знаниям, предоставляя им учебные материалы более высокого уровня или позволять «перепрыгивать» через класс.

В рамках исследования Стэнли были оценены достижения двух групп одинаково смышлёных детей, одной из которых была предоставлена возможность пропустить год, а другой нет. Оказалось, что у пропустивших на 60% выше была вероятность попасть в аспирантуру, и вдвое выше вероятность получить докторскую степень в области науки и техники.

После ухода Стэнли на пенсию в 1998 году исследование продолжил психолог Давид Любински из Университета Вандербильта. Он говорит об одарённых детях: «Эти подростки не нуждаются ни в каких новациях, им просто нужен более ранний доступ к материалам, предназначенным для старшего возраста».

Исследование Стэнли подчёркивает безусловную необходимость раннего выявления одарённых детей и предоставления им такого же количества внимания, как и отстающим. Однако, согласно другим работам, изначальное разделение детей на «умных» и «глупых» может снизить мотивацию к обучению как у тех, так и у других.  Например, канадский возрастной психолог Дона Мэтьюс полагает, что фокусируясь на предсказании высоких достижений по результатам тестов, мы можем оставить многих детей за бортом.

Любопытно отметить один фактор, ставший во всех пяти группах чем-то вроде индикатора будущего успеха – это развитое пространственное воображение. Те участники исследования, у кого за плечами было больше всего патентов и персональных публикаций, имели наивысшие результаты в тестах на пространственное мышление.

Объединённые данные результатов Стэндфорских тестов дают погрешность примерно в 11% в том, что касается будущих профессиональных достижений. Если добавить к ним результаты тестов на пространственное воображение, то погрешность снижается до 7,6%, что даёт право считать эту способность своего рода показателем креативности.

Любински говорит: «Полагаю, что эта способность может стать самым крупным неосвоенным источником человеческого потенциала. К сожалению, на неё обычно не обращают внимания во время начисления баллов в приёмной комиссии».

.