Винтаж  |   |  02.03.2017 08:45

Самые удивительные футуристичные проекты домов 20-го века

Источник перевод для mixstuff – Onriom


Представьте себе дом с двумя спальнями, двумя ванными, просторной гостиной, с автоматической терморегуляцией и самоочисткой помещений, и чтобы он еще и не оказывал никакого негативного влияния на окружающую среду, а по стоимости не превышал кадиллак. Именно так себе и воображали дома будущего футуристы 1920-х годов – у них даже планы были, и макеты рабочие. О них и расскажем.


Музей Генри Форда

Дом Димаксион был разработан Бакминистером Фуллером, знаменитым изобретателем геодезического купола. Фуллер, будучи перфекционистом, хотел создать идеальный и универсальный дом, который можно было бы строить дешево и быстро.

«Димаксион» — это собирательное слово из «динамичный», «максимум» и «tension» (давление, натяжение – прим. переводчика). Свободное пространство в доме использовалось по максимуму, а сам дом был относительно небольшим, всего 102 квадратных метра, но зато с очень гибкой и планировкой. Стены держались за счет создаваемого конструкцией давления и натяжения.


Дом Димаксион в номере журнала Modern Mecanix в 1932 г.

Дом был сделан из алюминия, очень прочного и неприхотливого в уходе металла, поэтому его даже красить не нужно было, а крыша никогда не изнашивалась.


Бакминстер Фуллер с первой моделью Дома Димаксион в 1927 г.

Изначально дом планировался в виде шестигранника, однако более поздние прототипы были уже круглыми. Последние прототипы выглядели как гигантские трюфеля  или как металлические цирковые палатки.


Американские летчики стоят рядом с прототипами Домов Димаксион для нужд армии США,1944 г. 

Электрические кабели тянулись от стойки посредине дома, как спицы в велосипедном колесе, таким образом в стены не приходилось ничего монтировать, что делало дом более безопасным в случае землетрясений, торнадо, штормов и даже в случае войны.

Середину комнаты также занимала уборная и ванная комнаты, все коммуникации (вода, электричество) также шли из центра. Это позволяло с легкостью менять планировку и расширять или сужать комнаты, к примеру увеличить размер гостиной, сократив размер спальни, чтобы в случае чего вместить побольше людей.

Дом Димаксион также был разработан с расчетом на самоочищение от пыли, используя нисходящий поток воздуха, который уходил в фильтры в полу, таким образом позволяя меньше времени тратить на уборку дома от пыли и мусора на полу. Вентилятор на потолке захватывал свежий воздух с улицы и мог нагревать его сразу же, если в доме было холодно, и не позволял ветру проникать в дом, сокращая расходы на отопление зимой, а летом – на охлаждение.

Фуллер разработал свой дом так, чтобы каждая его часть использовала энергию, ресурсы и свободное место как можно более эффективно, от автоматически крутящихся круглых шкафов и полок до ванных, где в качестве душа применялся пар – всего одной чашки горячей воды было достаточно для полноценной водной процедуры, и туалетов, в которых вода не использовалась вообще. У дома также была своя собственная ветряная турбина, которая генерировала для дома электричество, а еще дом обладал системой для повторного использования сточных вод.

Такие дома хотели пустить в серийное производство и продавать их в разборном виде, сложив все в металлическую трубу. Таким образом, дом можно было без проблем собрать прямо на месте после получения. Каждая часть конструкции не превышала своим весом 450 грамм, тогда как общий вес дома составлял 3 тонны (относительно немного, если сравнивать с обычными семейными домами, их вес составлял от 150 с лишним тонн).

Что самое замечательное, так это то, что цена такого дома не превышала цены нового кадиллака.

Великая Депрессия и внезапно начавшаяся Вторая Мировая Война вынудили Фуллера на некоторое время отвлечься от идеи идеального дома, однако он все же вернулся к ней в 1940-ом году, когда в свете бума спроса на жилье идея дешевых, легко транспортируемых и массово производимых домов стала выглядеть крайне привлекательной. Фуллер подписал контракт на проведение научно-исследовательских работ с авиакомпанией, у которой было достаточно алюминия (основной материал для создания Домов Димаксион) немногим после окончания войны, и создал два прототипа Домов Димаксион, «Barwise» и «Danbury».

Дома Димаксион таки обладали неплохим экономическим потенциалом, и в апреле 1946-го журнал Fortune Magazine сделал прогноз, что эти дома повлияют на общество куда сильнее, чем на него повлияли автомобили. К сожалению, концепт в конечном итоге пришлось свернуть. Фуллер просто не желал идти на компромисс.


Картина с изображением третьего дома Димаксиона, 1932


4Д башня-прототип, 1928

Фуллера не устраивал ни один из прототипов, он имел претензии и к тому, и к другому, это привело к разногласиям внутри компании, и в итоге в массовое производство Дома Димаксион так и не вышли.

В 1948 бывший инвестор выкупил оба прототипа и соединил их в одном доме, который впоследствии стал известен как Дом Вичита. Дом Вичита был смоделирован с целью удовлетворять нуждам целых семей. Он не был навесным, как оригинальный Димаксион, и вокруг дома были добавлены различные пристройки.


Музей Генри Форда в Дирборне, штат Мичиган

Дом Вичита в конечном счете был разобран и отправлен в Музей Генри Форда, где его собрали заново и выставили в качестве музейного экспоната.

Бакминстер Фулер был одним из самых, а может даже и самым чудаковатым изобретателем 20-го века. Помимо Дома Димаксион он дал жизнь еще множеству других изобретений. Одним из таких была, конечно же, и Машина Димаксион (ее, кстати, посчитали одной из 50-и самых уродливых машин всех времен). Наградой за усилия послужила Президентская Медаль Свободы, которую Рональд Рейган вручил Фуллеру в 1983-ем году. Вполне заслуженно, учитывая, насколько прогрессивными и фантастическими были его идеи, и какое влияние они оказали на развитие жанра научной фантастики.


Понравилась статья? Оцените ее:


Система Orphus: Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus

© Mixstuff 2012. Права на опубликованный перевод принадлежат владельцам вебсайта mixstuff.ru
Все графические изображения, использованные при оформлении статьи принадлежат их владельцам. Знак охраны авторского права распространяется только на текст статьи.
Использование материалов сайта без активной индексируемой ссылки на источник запрещено.

Понравилась статья?
Поделись с друзьями!

x

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *