Представьте себе дом с двумя спальнями, двумя ванными, просторной гостиной, с автоматической терморегуляцией и самоочисткой помещений, и чтобы он еще и не оказывал никакого негативного влияния на окружающую среду, а по стоимости не превышал кадиллак

Источник перевод для mixstuff – Onriom

Представьте себе дом с двумя спальнями, двумя ванными, просторной гостиной, с автоматической терморегуляцией и самоочисткой помещений, и чтобы он еще и не оказывал никакого негативного влияния на окружающую среду, а по стоимости не превышал кадиллак. Именно так себе и воображали дома будущего футуристы 1920-х годов – у них даже планы были, и макеты рабочие. О них и расскажем.


Музей Генри Форда

Дом Димаксион был разработан Бакминистером Фуллером, знаменитым изобретателем геодезического купола. Фуллер, будучи перфекционистом, хотел создать идеальный и универсальный дом, который можно было бы строить дешево и быстро.

«Димаксион» — это собирательное слово из «динамичный», «максимум» и «tension» (давление, натяжение – прим. переводчика). Свободное пространство в доме использовалось по максимуму, а сам дом был относительно небольшим, всего 102 квадратных метра, но зато с очень гибкой и планировкой. Стены держались за счет создаваемого конструкцией давления и натяжения.


Дом Димаксион в номере журнала Modern Mecanix в 1932 г.

Дом был сделан из алюминия, очень прочного и неприхотливого в уходе металла, поэтому его даже красить не нужно было, а крыша никогда не изнашивалась.


Бакминстер Фуллер с первой моделью Дома Димаксион в 1927 г.

Изначально дом планировался в виде шестигранника, однако более поздние прототипы были уже круглыми. Последние прототипы выглядели как гигантские трюфеля  или как металлические цирковые палатки.


Американские летчики стоят рядом с прототипами Домов Димаксион для нужд армии США,1944 г. 

Электрические кабели тянулись от стойки посредине дома, как спицы в велосипедном колесе, таким образом в стены не приходилось ничего монтировать, что делало дом более безопасным в случае землетрясений, торнадо, штормов и даже в случае войны.

Середину комнаты также занимала уборная и ванная комнаты, все коммуникации (вода, электричество) также шли из центра. Это позволяло с легкостью менять планировку и расширять или сужать комнаты, к примеру увеличить размер гостиной, сократив размер спальни, чтобы в случае чего вместить побольше людей.

Дом Димаксион также был разработан с расчетом на самоочищение от пыли, используя нисходящий поток воздуха, который уходил в фильтры в полу, таким образом позволяя меньше времени тратить на уборку дома от пыли и мусора на полу. Вентилятор на потолке захватывал свежий воздух с улицы и мог нагревать его сразу же, если в доме было холодно, и не позволял ветру проникать в дом, сокращая расходы на отопление зимой, а летом – на охлаждение.

Фуллер разработал свой дом так, чтобы каждая его часть использовала энергию, ресурсы и свободное место как можно более эффективно, от автоматически крутящихся круглых шкафов и полок до ванных, где в качестве душа применялся пар – всего одной чашки горячей воды было достаточно для полноценной водной процедуры, и туалетов, в которых вода не использовалась вообще. У дома также была своя собственная ветряная турбина, которая генерировала для дома электричество, а еще дом обладал системой для повторного использования сточных вод.

Такие дома хотели пустить в серийное производство и продавать их в разборном виде, сложив все в металлическую трубу. Таким образом, дом можно было без проблем собрать прямо на месте после получения. Каждая часть конструкции не превышала своим весом 450 грамм, тогда как общий вес дома составлял 3 тонны (относительно немного, если сравнивать с обычными семейными домами, их вес составлял от 150 с лишним тонн).

Что самое замечательное, так это то, что цена такого дома не превышала цены нового кадиллака.

Великая Депрессия и внезапно начавшаяся Вторая Мировая Война вынудили Фуллера на некоторое время отвлечься от идеи идеального дома, однако он все же вернулся к ней в 1940-ом году, когда в свете бума спроса на жилье идея дешевых, легко транспортируемых и массово производимых домов стала выглядеть крайне привлекательной. Фуллер подписал контракт на проведение научно-исследовательских работ с авиакомпанией, у которой было достаточно алюминия (основной материал для создания Домов Димаксион) немногим после окончания войны, и создал два прототипа Домов Димаксион, «Barwise» и «Danbury».

Дома Димаксион таки обладали неплохим экономическим потенциалом, и в апреле 1946-го журнал Fortune Magazine сделал прогноз, что эти дома повлияют на общество куда сильнее, чем на него повлияли автомобили. К сожалению, концепт в конечном итоге пришлось свернуть. Фуллер просто не желал идти на компромисс.


Картина с изображением третьего дома Димаксиона, 1932


4Д башня-прототип, 1928

Фуллера не устраивал ни один из прототипов, он имел претензии и к тому, и к другому, это привело к разногласиям внутри компании, и в итоге в массовое производство Дома Димаксион так и не вышли.

В 1948 бывший инвестор выкупил оба прототипа и соединил их в одном доме, который впоследствии стал известен как Дом Вичита. Дом Вичита был смоделирован с целью удовлетворять нуждам целых семей. Он не был навесным, как оригинальный Димаксион, и вокруг дома были добавлены различные пристройки.


Музей Генри Форда в Дирборне, штат Мичиган

Дом Вичита в конечном счете был разобран и отправлен в Музей Генри Форда, где его собрали заново и выставили в качестве музейного экспоната.

Бакминстер Фулер был одним из самых, а может даже и самым чудаковатым изобретателем 20-го века. Помимо Дома Димаксион он дал жизнь еще множеству других изобретений. Одним из таких была, конечно же, и Машина Димаксион (ее, кстати, посчитали одной из 50-и самых уродливых машин всех времен). Наградой за усилия послужила Президентская Медаль Свободы, которую Рональд Рейган вручил Фуллеру в 1983-ем году. Вполне заслуженно, учитывая, насколько прогрессивными и фантастическими были его идеи, и какое влияние они оказали на развитие жанра научной фантастики.