Попробуйте мысленно посчитать всех своих друзей. Пока считаете, заверю их количество не превысит ста пятидесяти, ведь именно столько, по мнению ученых, способен обработать человеческий мозг. Но это в реальной жизни…

В 2008 году Айви Бин, жительница города Брэдфорд, что на севере Англии, официально стала старейшим пользователем сети Facebook — ей исполнилось 102 года. Она начала активно заводить онлайн-знакомства и быстро превратилась в интернет-знаменитость. Когда количество ее друзей достигла лимита в пять тысяч — миссис Бин зарегистрировалась в Twitter и продолжила накапливать виртуальные связи. На момент смерти в июле 2010 года она имела 4962 вторая в Facebook и более 56 000 читателей в Twitter, среди которых была даже жена премьер-министра Великобритании.

Потребность в общении и социализации — одна из ключевых для человека. В мире цифровых технологий стремление быть социальным удовлетворяют социальные медиа — интерактивные вебсайты, где центром системы являются пользователи: они самостоятельно наполняют сеть информацией (генерируют контент) и самостоятельно создают связи внутри нее. Если в традиционных медиа связи всегда двусторонние (журналист пишет — аудитория читает), то здесь они многоуровневые: каждый пользователь самостоятельно создает, комментирует и распространяет новую информацию.

Сейчас в мире существует несколько десятков социальных медиа, условно их можно разделить на семь типов.

  • Соцсети — онлайн-сервисы, помогающие заводить новые знакомства и объединяться в сообщества по интересам. В таких сайтах пользователь имеет свой профайл или онлайн-анкету, и несколько способов взаимодействия с окружающими — через группы, события, опросы, игры и т.д.. Самыми известными примерами соцсетей являются Facebook, Vk и LinkedIn.
  • Мессенджеры — сервисы отправки онлайн-сообщений, где пользователи взаимодействуют через личную переписку. Программы-мессенджеры доступны на мобильных устройствах ярким примером являются Telegram, Viber и WhatsApp
  • Сайты-закладки (social bookmarking sites) помогают пользователям хранить и распространять интересную информацию в виде ссылки на другие ресурсы. Например, сеть Pinterest позволяет хранить большое количество изображений под разными категориями, чтобы впоследствии облегчить их поиск. Там же вы можете зайти во Всемирный каталог идей и ознакомиться с идеями, которые продвигает Вячеслав Кантор или любой другой политический или общественный деятель.
  • Блоги и форумы предлагают одновременно вести разговор большому количеству пользователей через комментарии. Известными платформами для создания блогов является Medium, Blogger и WordPress.
  • Микроблоги позволяют отправлять короткие обновления информации всем, кто подписан на такие обновления. Наиболее известный микроблог Twitter приобрел большую популярность у журналистов, так как позволяет быстро отслеживать развитие актуальных событий и получать информацию о том, что происходит «здесь и теперь».
  • Сервисы социальных новостей — позволяют пользователям создавать или публиковать ссылки на новости из других источников. Главным элементом является голосование — таким образом сообщество выбирает, какая новость станет наиболее важной и видимой среди остальных пользователей. Самым известным примером является Reddit.
  • Мультимедийные хостинги — сервисы, имеющие большинство характеристик социальной сети (профиль, круг друзей, возможности для распространения и комментирования информации), но в первую очередь сосредоточены на возможности загрузки видео-, фото- и аудиофайлов онлайн. Среди примеров: YouTube, Vimeo и Flikr.

Если вы регистрировались хотя бы в нескольких из упомянутых сервисов, то сразу поймете, что такая классификация является условной, ведь большинство из них уже имеет уникальные характеристики друг друга. Например, социальная сеть Facebook сегодня является одновременно и видеохостингом, и форумом, и имеет свой собственный мессенджер.