Не так давно мой сын увлёкся фокусами и увлёк всю семью. И теперь у наших друзей отпали все вопросы, что дарить нам на праздники: они просто заходят на сайт интернет-магазина фокусов http://magiclesson-shop.ru/ и подбирают там что-нибудь новенькое.

Но если все остальные члены нашей семьи с наслаждением осваивают профессию фокусников, я углубился в психологические аспекты фокусов. И вот, что мне удалось выяснить:

На первый взгляд, магия кажется простой, но когнитивные модели, которые она использует. современные ученые только начинают понимать.

Сегодня психологи пытаются исследовать принципы работы магии, чтобы лучше понимать работу человеческого мозга — и, по возможности, иммунизировать нас от воздействия рекламы.

Рональд Ренсинк, психолог из Университета Британской Колумбии, говорит: «Большую часть прошлого века фокусы игнорировались учеными, хотя иллюзия, которую они создавали действовала на всех и всегда».

В работе «Тренды в когнитивных науках», опубликованной Ренсинком и Густавом Куном, утверждается, что коллективный опыт магов, аккумулированный в течение тысяч лет, имеет много интересных подсказок для исследователей человеческой психологии.

Наука магии, пишут они, может преподнести как когнитивную науку, так и магию к новым высотам. И это еще не все. Такие исследования помогут людям защищаться от рекламных фокусов.

«Сила фокусника базируется на том, что зритель не догадывается о манипуляции его выбором», — пишут они.

Кун и Ренсинк приводят следующий список:

  • Физический обман. Когда фокусник смотрит в какую-то точку, или делает какое-то движение, наше внимание автоматически привлекается к этому направлению или движения. И хотя нам кажется, что мы замечаем все, что находится в поле нашего зрения, на самом деле мы видим лишь то на чем фокусируемся.
  • Психологический обман. Точно так же, как можно манипулировать глазами, можно манипулировать и умом. «Обычное» движение фокусника отвлекает наше внимание от чего-то важного. Напряжение и ожидание полностью концентрирует нас на механизме фокуса. «Случайное» ложное объяснение фокусника исключает нашу способность заметить настоящее.
  • Оптическая иллюзия. Это очевидный из трюков фокусника: изменение перспектив искривляет настоящие размеры объектов, а с помощью зеркал можно сделать неограниченное количество фокусов.
  • Когнитивная иллюзия. Поскольку существует задержка между восприятием и обработкой информации в мозге, мы видим реальность такой, какая есть только сфабрикованной предвидением ближайшего будущего. Используя эту задержку, фокусник может заставить увидеть то, чего нет или не увидеть то, что есть.
  • Физическая сила и сила ума. Вы случайно выбираете карту, по собственному желанию. Но насколько свободным является этот выбор? Или карты действительно перетасованы? Возможно какую-то карту вам показали на мгновение дольше — не столь долго, чтобы вы это заметили, но достаточно, чтобы вы ее потом интуитивно выбрали?

И все эти трюки — это только начало, убеждены Кун и Ренсинк. Они призывают ученых объяснить «все известные эффекты фокусников с точки зрения известных психических механизмов». Если какой-то трюк не смогут объяснить, тогда ученые поймут, что натолкнулись на что-то необъяснимое.

«Многие техники, используемые в рекламе и пропаганде, напоминают методы фокусников», — пишут Кун и Ренсинк. «Поскольку всегда будут существовать мотивы для манипуляции нашим выбором, понимание этих техник поможет нам делать свободный выбор».