Фотокамеры устремлены на представительниц прекрасного пола, которые отсутствие модных одеяний и тонн косметики с лихвой компенсируют замысловатыми причёсками и собственноручно приготовленными мазями

Специально для mixstuff – Надежда Василенко

Южная Африка представляет особый интерес для этнологов и фотографов, поскольку насчитывает около пятисот совершенно разных народностей, самобытных племен и этнических групп, каждая из которых имеет свой язык, историю и традиции. Республика Намибия, граничащая на севере с Анголой и Замбией, на востоке — с Ботсваной, на юго-востоке и юге — с ЮАР – все эти страны являются крупнейшими поставщиками нефти и алмазов, но вместе с тем в затерянных уголках этого региона сохранились нетронутые цивилизацией племена, до сих пор ведущие практически первобытнообщинный образ жизни.

Фотографы со всего мира, в том числе Тарик Заиди из Англии, устремились в эти места, чтобы успеть запечатлеть самобытную культуру уже ставших слишком популярных африканских племён Химба, Мвила, Мукурока и Мукуси. Чаще всего фотокамеры устремлены на представительниц прекрасного пола, которые отсутствие модных одеяний и тонн косметики с лихвой компенсируют замысловатыми причёсками и собственноручно приготовленными мазями.

На северо-западе Намибии, неподалёку от Каоколенда живет племя Химба, несколько сотен лет назад  мигрировавшее в Намибию из восточной Африки вместе с гереро и долгое время считавшееся одним из племен затерянного мира. Но после нескольких репортажей племя обрело популярность, а его женщины стали самыми узнаваемыми на просторах интернета.

Дамы племени огромное внимание уделяют своей внешности и уходу за ней, а особое место занимает искусство укладки волос, которая может затянуться на несколько часов.  Для придания причёске густоты и шевелюрности в косы виртуозно вплетаются дополнительные пряди волос, чаще всего принадлежащие старейшине, шкуры и шерсть животных, сено и всевозможные украшения – это не столько вопрос индивидуальности и стиля, сколько статуса и положения.

Если в супермаркете вы увидите высокую скульптурной красоты женщину топлесс в короткой юбочке из козлиной шкуры в ожерельях и браслетах с кожей приятного красноватого оттенка и длинными тугими дредами с пушистыми помпонами на концах, то знайте наверняка, что перед вами – химба-леди.

Великолепная гладкая кожа оттенка красного дерева –результат ежедневного нанесения волшебного крема, приготовляемого из смеси сливочного масла, взбитого вручную в сосуде из высушенной тыквы, с охрой. Эта мазь защищает кожу от солнечных ожогов и укусов насекомых, а также имеет гигиеническую функцию, поскольку каждая капля воды в пустыне — на вес золота, и использовать воду для чего-либо кроме питья – кощунство.

Когда девушка достигает зрелости, её голову венчают Эрембе, кожаной короной из овечьей или коровьей кожи. Если же вы встретили подростка, то пучок волос, заплетенный в косичку, идущую к спине, означает, что перед вами – мальчик, а если две косички, как рожки, смотрят прямо на собеседника – девочка. Через год же после замужества или рождения первого ребенка женщина уже вправе украсить голову полоской кожи.

Мвила (мвела, мумуйла, или мумухуила) – ещё один полукочевой народ, проживающий на территории Анголы, который занимается натуральным сельским хозяйством и отгонным скотоводством. Женщины этого племени покрывают волосы особой пастой, именуемой онкула и приготовляемой из протёртого в порошок красного камня, в который добавляются масло, кора дерева, растения, а иногда и коровий навоз.

Волосы укладывают в четыре или шесть широкие косы, напоминающие щупальца гигантского осьминога, с комфортом расположившегося на голове и украшенного бусинами. Отсутствием одежды здесь никто не смущается, в лучшем случае цветная пестрая юбка, но редкая замужняя гражданка появится на людях без нескольких десятков, а то и сотен разноцветных ниток бус, закрывающих грудь и шею.

Если же девушка совсем ещё юна, то ей на шею одевают воротник из соломы, обмазанный глиной, который с возрастом «обрастает» новыми слоями глины и бесчисленными бусинами.

.