Каталитический нейтрализатор (катализатор) – полезный элемент выхлопной системы автомобиля, устанавливаемый для снижения выброса вредных веществ с выхлопными газами. Его установка не имеет особенностей в зависимости от типа двигателя (бензин или дизель). Устройство катализатора весьма примитивное, принцип действия основан на последовательных химических реакциях с определенным веществом, образующимся в ходе работы двигателя. Вообще говоря, экологическая чистота автомобиля определяется не только наличием катализатора, она начинается с корректно настроенного двигателя, т.е. целесообразность проводить дальнейшую очистку автомобильных газов определяется непосредственно концентрацией в них вредных веществ.

Принцип работы катализатора

Выхлопные газы являются продуктом сгорания бензина в специальной камере, куда топливо должно подаваться в идеальных пропорциях. Если по какой-то причине (плохое качество топлива, пропуск зажигания, естественный износ и т.д.) бензин в камере не сгорает до конца, на выходе получается целый спектр соединений, пагубно влияющих на окружающую среду. Среди них можно выделить самые опасные – углеводороды, окиси углерода и азота. Иногда катализатор стоит заменить, обратившись, к примеру, на сайт http://замена-катализатора.москва/.

Как может быть понятно из самого названия устройства, катализатор является элементом, который ускоряет или запускает химическую реакцию, при этом сам в ней не участвует. Соответственно, наиболее распространенными являются два типа реакции – восстановления и окисления, в современных устройствах они оба задействованы. Неизменным остается процесс изготовления керамической подложки, которая делается в виде сот или бусин. Первый вариант является наиболее распространенным. На поверхность керамики напыляется необходимый каталитический материал (драгоценные металлы), через который проходит поток выхлопных газов. В первом контуре происходит реакция восстановления, например, молекула оксида азота при встрече с молекулами платины или родия претерпевает ряд реакций с конечным образованием газообразного азота и кислорода. В окислительной части на молекулах платины или палладия несгоревший кислород соединяется с оксидом углерода, что на выходе дает менее вредный углекислый газ.

Электронное управление процессом очистки газов

В автомобиле перед катализатором и за ним расположены два датчика, которые измеряют количество вредных веществ соответственно до и после процесса очистки. Эта информация поступает на бортовой компьютер автомобиля, который, в свою очередь, регулирует качество и количество смеси, решая, сколько воздуха добавить, чтобы сгорание топлива происходило идеально. Также происходит контроль над тем, чтобы хватало кислорода для химических реакций в катализаторе. Ведущим недостатком классических катализаторов является то, что они долго выходят на температурный режим, поскольку для химических реакций нужны высокие температуры. Для увеличения эффективности их устанавливают как можно ближе к двигателю, вплоть до начала выпускного коллектора. Также в гибридных автомобилях применяется система принудительного подогрева, а на дизельных авто есть методы, включающие в себя впрыск дополнительных химикатов, например, карбамида.

Выход из строя катализатора и варианты его ремонта

В среднем через 100 тысяч километров пробега слой каталитического вещества выгорает почти полностью. Соответственно, качество работы резко снижается, вплоть до полного отсутствия необходимого эффекта, и катализатор начинает мешать правильной работе двигателя. Но выход из строя может быть и преждевременным, например, из-за некорректно работающей системы впрыска или бензина плохого качества керамическая решетка просто-напросто забьется.

В таких случаях можно прибегнуть к нескольким вариантам решения проблемы. Первый – поменять катализатор на новый. Этот вариант, если выбрать оригинальную запасную часть, повлечет за собой значительные расходы. Существуют универсальные катализаторы, цены на которые в два или даже три раза ниже при сохранении должного качества. Второй вариант подразумевает удаление системы дополнительной очистки газов из выхлопной системы и установку дополнительного резонатора-пламегасителя для снижения общего уровня шума. Такой выход подойдет лишь тем, кто уверен, что двигатель его машины работает исправно и бензин соответствует указанному классу. И, наконец, третий вариант – простое удаление устройства и впаивание прямоточной трубы. Такое действие в целом нежелательно, поскольку Земля – наш дом, и только мы сможем позаботиться о ее сохранности. Рекомендации по улучшению класса экологичности разработаны не на пустом месте, в конце концов, использование элементов очистки в выхлопных системах по весьма понятным причинам входит в наши с вами интересы.

http://замена-катализатора.москва
+7 (495) 142-09-55
г. Москва Филёвский бульвар, 1с1

.