Чтиво  |   |  21.12.2012 15:40

Научные теории в изложении Голливуда: аллегория о пещере

© Света Гоголь специально для mixstuff


Во многих фильмах главному герою неожиданно открывается неведомая раньше сторона существующего вокруг него мира. Гарри Поттер обнаруживает мир волшебников, агент Джей узнаёт, что вокруг полно пришельцев, Нео принимает красную пилюлю и видит Матрицу.

Истоки этого обожаемого киношниками приёма можно найти в философских трудах великого Платона.

Три тысячи лет назад Платон придумал так называемую «аллегорию о пещере». Он описал группу людей, которые всю свою жизнь провели прикованными в пещере, лицом к одной из её стен. Всё, что эти бедняги могли видеть — тени людей, проходящих перед огнём, который горел неподалёку от входа в пещеру. Поскольку ничего больше эти люди никогда не видели, то считали тени единственной существующей реальностью и судили о сообразительности друг друга по умению угадать, какая тень проползёт по стене следующей.

В фильмах вроде «Люди в чёрном», «Гарри Поттер» и «Матрица» тени на стене пещеры заменены тем, что мы называем «обычной жизнью». Богатство, высокие баллы и спортивные победы — для любого, кому открылась бы то, что открылось Нео, Гарри или агенту Джею, всё это превратилось бы в пустой звук.

Платон считал, что большинство из нас проходит по жизни, выхватывая из реальности только случайные куски информации — ту полуправду, с которой он соприкасается.

Во второй части аллегории один из заключённых получает свободу и узнаёт правду о внешнем мире. Поначалу ему трудно привыкнуть к новой реальности, но вскоре он понимает, что возвращение к прежней жизни для него уже невозможно.

И, наконец, третья часть, которую использует огромное количество успешных фильмов: просвещённый обитатель пещеры возвращается к своим бывшим товарищам и пытается рассказать им о том, что успел узнать. Платон приходит к выводу, что жители пещеры не просто его не поймут — они посчитают его идиотом, поскольку «новые знания» не помогают вернувшемуся угадывать, какая тень промелькнёт по стене следующей.

На этой аллегории основано множество фильмов, в которых речь идёт о реакции людей не непривычное — они либо не верят, либо не хотят видеть правду.

Проиллюстрировать эту аллегорию можно и одним примером из реальной жизни. В 17 веке философ Уильям Молино задался вопросом: если слепой от рождения неожиданно прозреет, узнает ли он людей или предметы, знакомые раньше только на ощупь? Теперь у нас есть технологии, которые позволяют ответить на этот вопрос.

И ответ — нет, не узнает. Человек должен заново знакомиться с видимым миром, связывая его с теми чувствами, которые ему уже знакомы.


Понравилась статья? Оцените ее:


Система Orphus: Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus

© Mixstuff 2012. Права на опубликованный перевод принадлежат владельцам вебсайта mixstuff.ru
Все графические изображения, использованные при оформлении статьи принадлежат их владельцам. Знак охраны авторского права распространяется только на текст статьи.
Использование материалов сайта без активной индексируемой ссылки на источник запрещено.

Понравилась статья?
Поделись с друзьями!

x

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *