Чтиво  |   |  24.12.2012 11:52

Научные теории в изложении Голливуда: Корабль Тесея

© Света Гоголь специально для mixstuff

Корабль Тесея


Вы когда-нибудь задумывались, почему киношники так помешаны на теме клонирования? То у них злые корпорации производят клонов на донорские органы, то вдруг понадобится воскресить Рипли для следующей части «Чужого».

Или совсем другие ситуации —  клонирование армий «Звёздных войн» или динозавров «Парка Юрского периода».  Кажется, создатели блокбастеров выискивают малейшую возможность, чтобы приплести идею клонирования к своим нетленкам.

В реальной жизни клонирование не представляет собой ничего интересного. Была одна овечка, стало две одинаковых, но тоже совершенно обычных — только и всего.

Однако, клоны — идеальная иллюстрация древнего парадокса, называемого «Корабль Тесея». Вот он-то действительно волновал и продолжает волновать умы на протяжении тысячелетий.

Впервые эта идея была сформулирована древнегреческим философом Плутархом и звучит она так:

Вообразите, что за долгие годы путешествий корабль Тесея столько раз ремонтировали, что в нём не осталось ни одной исходной детали. Можно ли в таком случае считать, что это всё тот же корабль Тесея?

Другой пример: наука установила, что все клетки наших организмов каждые десять лет полностью обновляются. Можем ли мы в таком случае считать себя теми же людьми, что и 10 лет назад? Или следует признать нас десятилетней давности умершими, а нас сегодняшних просто занявшими их место? Ведь ни одной прежней клеточки в нас с тех пор не осталось?

В каждом фильме о клонировании так или иначе всплывает этот вопрос. Наверное, самый показательный пример предложил Кристофер Нолан в фильме «Престиж». Николо Тесла создаёт машину, производящую совершенных двойников всего, что попадёт внутрь неё и телепортирует одного из них в другой конец комнаты — как какой-нибудь ксерокс. Фокусник (Хью Джекмен) использует машину для создания иллюзии  мгновенного переноса на другой конец сцены.

А поскольку фокусников теперь получается двое, то герой Джекмана вынужден каждый раз топить своего клона. В финальной сцене фокусник признаётся, что каждый раз, копируя себя, он и сам не был уверен, кто, в конце концов, окажется в воде — он или его копия.

Вопрос, кто из Джекманов настоящий и можно ли вообще кого-нибудь считать в этой ситуации настоящим, так и остался без ответа.

Была ли телепортируемая версия Джекмена «вторичным продуктом» или герой каждую ночь совершал самоубийство, заменяясь на нового себя?

А как насчёт армии из «Звёздного пути»? Можно ли считать материализовавшихся после телепортации воинов теми же самыми? Они же не просто перемещались с места на место — их сначала «разбирали» на атомы, а потом заново «лепили» в другом месте.

Когда Кирк использует телепортер, означает ли это, что настоящий Кирк умирает и кто в результате появляется — новый Кирк или самозванец?


Понравилась статья? Оцените ее:


Система Orphus: Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus

© Mixstuff 2012. Права на опубликованный перевод принадлежат владельцам вебсайта mixstuff.ru
Все графические изображения, использованные при оформлении статьи принадлежат их владельцам. Знак охраны авторского права распространяется только на текст статьи.
Использование материалов сайта без активной индексируемой ссылки на источник запрещено.

Понравилась статья?
Поделись с друзьями!

x

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *