Как правильно  |   |  08.08.2018 16:22

Для того, чтобы наверняка донести свою мысль, лучше всего использовать «позиционный эффект»

 


Память – забавная штука. Почти как тот корпоратив в прошлый уикенд. Вы отчётливо помните прекрасный шоколадный фонтан в самом начале вечеринки, а потом – как все степлеры в офисе почему-то оказались покрыты ровным слоем шоколада. Но в середине всё очень-очень смутно. Вот так, по большей части, память и работает – какой смысл запоминать в подробностях использование каждой канцелярской принадлежности не по назначению?

Первое впечатление, последнее впечатление

Феномен, о котором идёт речь, называется «позиционным эффектом» — и это один из самых хорошо задокументированных причуд человеческого мозга. Он, в сущности, сводится к одному очень простому правилу: из каждого более-менее длительного процесса человек лучше всего запоминает две части – начало и конец.

Впервые этот феномен был описан психологом Б.Б. Мердоком в 1962 году. Он провёл эксперимент, в котором просил участников запоминать ряды слов (от 10 до 40). Результаты оказались красноречивее некуда. При запоминании списка из 20 слов, к примеру, первое слово люди могли в точности воспроизвести в более чем 50% случаев, последнее — примерно в 75%. Однако в промежутке от 4 по 16 результаты резко снижались. Эти слова участники могли назвать не более чем в 25 процентах случаев. В результате чего весь график принимал вид улыбки от уха до уха.

По мнению Мердока, это явление связано с существованием двух типов памяти: кратковременной и долговременной. Первые слова память отправляет в долговременный ящик, поскольку у неё было время пережевать их и посчитать его важными. А последние пользуются преимуществом эффекта новизны – нет необходимости напрягаться, чтобы их воспроизвести, поскольку они ещё просто не успели выветриться из краткосрочной памяти. Проблема в том, что краткосрочные воспоминания вытесняют предыдущие краткосрочные воспоминания, поэтому у слов в середине так мало шансов задержаться в голове.

Заставьте память работать на вас

Так как же мы можем использовать позиционный эффект себе на пользу? Допустим, что в ближайшем будущем у вас намечается крупная презентация, и вам необходимо донести до своей аудитории её ключевые положения. Вы, конечно, можете сделать ставку на юмор и живость речи, рассказать пару анекдотов (если они к месту). Это действительно может помочь вам завоевать внимание аудитории, но удержать его может даже и помешать.

Скорее всего, ваши слушатели запомнят шутку, но начисто забудут, как она связана с тем, что вы пытались им донести. Поэтому лучше всего сразу взять быка за рога и выложить ваши ключевые положения, а затем перейти к аргументам и шуткам. А в самом конце ещё раз озвучить главные пункты вашего выступления.

.

 



© Mixstuff 2012. Права на опубликованный перевод принадлежат владельцам вебсайта mixstuff.ru
Все графические изображения, использованные при оформлении статьи принадлежат их владельцам. Знак охраны авторского права распространяется только на текст статьи.
Использование материалов сайта без активной индексируемой ссылки на источник запрещено.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *