У него была шизофрения. Потом он заболел раком. А потом — исцелился

0
806

Источник Перевод для mixstuff – Евгения Яковлева

Трансплантация костного мозга помогла пациенту вылечиться от лейкемии, а заодно и от психического расстройства. Врачи пытаются понять, что произошло.

шизофрения

В возрасте 23 лет у молодого мужчины начались галлюцинации. Ему казалось, что его мысли вытекают из его головы, и другие люди могут их слышать. Во время просмотра телевизора он видел, как актёры подают ему знаки. Он стал возбуждённым и раздражительным, не мог уснуть. Врач Цуоси Мияока поставил диагноз «не поддающаяся лечению параноидальная шизофрения».

Через год состояние мужчины ухудшилось. У него появились утомляемость, жар, одышка, а затем выяснилось, что он болен лейкемией. Потребовалась пересадка костного мозга, после которой случилось чудо. Проявления бреда и паранойи практически исчезли. Его шизофрения как будто испарилась. Годы спустя он не принимает лекарств и не демонстрирует признаков психического заболевания. Каким-то образом трансплантация излечила его от шизофрении

Трансплантация костного мозга по сути перезагружает иммунною систему. Химиотерапия убивает белые кровяные клетки, а новые появляются уже из донорских стволовых клеток. Не стоит делать далеко идущих выводов на основе одного случая, но возможно, что именно иммунная система повлияла на психиатрические симптомы. И эти выводы косвенно подкрепляются растущим количеством работ, в которых говорится, что иммунная система связана с множеством психических расстройств от депрессии до биполярного расстройства.

Происхождение теории имеет давние корни. Еще в конце 19 века врачи заметили, что в периоды массовых инфекций в психиатрических клиниках повышение температуры вызывало улучшение у некоторых душевнобольных. Вдохновлённый этими наблюдениями, австрийский врач Юлиус Вагнер-Яурегг разработал метод преднамеренного инфицирования психиатрических пациентов малярией, с целью вызвать повышение температуры. Некоторые из его подопечных умирали в процессе лечения, но многие избавлялись от психического заболевания, и в 1927 году он получил Нобелевскую премию.

Современные врачи также наблюдали случаи, когда у пациентов с аутоимунными заболеваниями, например, волчанкой, могут развиться и психические проявления. Происходит это, вероятно вследствие атаки иммунной системы на ЦНС, или из-за общего воспаления, влияющего на работу мозга.

В последние 15 лет возникла новая область науки под названием аутоиммунная неврология, в рамках которой описаны около двух десятков аутоиммунных заболеваний мозга и ЦНС. По своим проявлениям данные заболевания напоминают эпилепсию, биполярное расстройство или деменцию, и часто их сначала так и диагностируют. Но при правильной иммуноподавляющей терапии симптомы обращаются вспять и пациенты, которые ещё недавно были обречены на пожизненную госпитализацию или смерть, поправляются и возвращаются домой. Заболевания эти чрезвычайно редки, но их существование говорит о том, что могут быть и другие иммунные заболевания нервной системы, о которых мы ещё не знаем. Профессор экспериментальной неврологии из Университета Джона Хопкинса, доктор Роберт Йолкен полагает, что около трети пациентов с шизофренией демонстрируют признаки иммунных нарушений.

В общую копилку попадает и примечательный случай из Нидерландов. Страдающий лейкемией мужчина получил трансплантат костного мозга от своего брата-шизофреника. После операции он излечился от рака, но у него развилась шизофрения. То есть, получив от брата иммунную систему, он получил и заболевание.

Самый большой вопрос заключается вот в чём: если так много синдромов вызывают напоминающие шизофрению симптомы, не надо ли исследовать поподробнее то, что мы называем шизофренией? Некоторые психиатры давно утверждают, что существует много «шизофрений» — разные пути ведут к проявлению одинаковых симптомов. Возможно, один из этих путей аутовоспалительный или аутоиммунный.

Если идея даст результат, что с ним делать дальше? Трансплантация костного мозга весьма рискованное вмешательство, и даже если теоретические соображения полностью подтвердятся, вряд ли она станет широко распространённым методом лечения психических заболеваний. Однако могут существовать другие, более щадящие методы. Один из них случайно обнаружил доктор Мияока. При лечении двух госпитализированных пациентов в состоянии кататонии он использовал довольно старый антибиотик миноциклин. На фоне лечения состояние пациентов значительно улучшилось, но после отмены лекарства психические проявления вернулись. В итоге доктор назначил им малые дозы антибиотика на постоянной основе и выписал из больницы.

С тех пор применение миноциклина изучалось на других пациентах, и препарат проявил себя как эффективное вспомогательное средство при шизофрении. По предположениям врачей, средство влияет на совокупность микрофлоры организма, меняя работу иммунной системы.

Кроме того, доктор Йолкен недавно опробовал воздействие пробиотиков – полезных микробов, предположительно улучшающих работу иммунитета. Он сосредоточился на 33 пациентах с манией, принимавших пробиотик в профилактических дозах в течение 24 недель. По истечении этого времени выяснилось, что пациенты, принимавшие пробиотик, на 75% реже нуждались в госпитализации во время приступов мании, чем контрольная группа. Результаты исследования пока предварительные, но они говорят о том, что улучшение иммунитета может способствовать улучшению психических функций, а настройка микробиоты — стать эффективным и экономичным способом достижения результата.

В истории медицины порой случаются переломные моменты, когда находятся способы преодоления прежде неизлечимого заболевания. Эти моменты обычно сопровождаются прорывом в понимании природы изучаемого расстройства. Похоже, что сегодня мы достигли такого порога в области редких аутоимунных заболеваний мозга. Не так давно они могли стать  гарантией пожизненной госпитализации, а при помощи современной агрессивной иммунотерапии пациент восстанавливается. Может ли подобный подход помочь в лечении более широкого спектра психических расстройств? Пока не известно, но исследования ведутся.

.