Быть самураем означало быть сливками высшего общества. А сливки общества не могли одеваться абы как

Специально для mixstuff – Olga_Vesna

Как бы вы оделись на встречу со смертью? Если бы вы были самураем в XIV веке, вам бы пришлось идти на бой в кабуто (шлеме), который придавал воину максимально свирепый вид.

Эти невероятные произведения искусства разнились по форме и деталям в зависимости от владельца и эпохи, но они всегда были большими, ослепительно блестящими и являлись серьёзным аргументом на поле боя. Историки изучали эти военные реликвии, чтобы проследить эстетику войны в Японии. Мы же, питая слабость ко всему блестящему, рассматриваем их как прекрасный модный урок из древности.

Фотография 1890-х годов показывает разнообразие доспехов и оружия, обычно использовавшихся самураями

Кабуто с такими требованиями к внешнему виду как универсальность, сила и ярко выраженная свирепость, начали появляться в Японии ещё в V веке, но эпических высот достигли во времена зарождения самураев. Главной задачей самурая, как высокопоставленного образцового гражданина, было служить представителям знати и жить в соответствии с Бусидо: путём воина. Они делали это на протяжении практически 1000 лет – нелёгкая задача – и перенесли новое, милитаристское мировоззрение сёгуната Японии из X в XIX век.

Если вы задаётесь вопросом, зачем кому-то тратить кучу времени на сооружение такого сложного головного убора, то представьте себе: быть самураем означало, что вы уже официально состоялись. Вы были сливками высшего общества – как если бы вы были членом королевского двора Людовика XIV и должны были бы носить свой лучший напудренный парик. Что-то вроде этого, но более военного толка.

Эти шлемы были произведениями искусства, создававшимися для самураев самого высокого ранга, также они являлись и визуальными символами клана самурая (отсюда и различные символы и животные). В пылу битвы было сложно потерять из виду своего брата, если у него на лбу красовался огромный кальмар.

Даже женщины, формально не считавшиеся самураями (их называли онна-бугейша), могли сражаться наравне с самураями, надев шлем кабуто.

Уильям Дил в своей книге «Япония. Средние века и начало Нового времени» пишет: «Шлемы периода Воюющих Государств стали отражать величие эпохи в своих размерах, характерности и сложном орнаменте».

Слева церемониальный шлем с осьминогом, XIX век; справа церемониальный шлем – рыба.

Шлем XVI века (Метрополитен-музей)

Маска и шлем самурая из Йельского музея естественной истории Пибоди

Два шлема периода Эдо (XVI-XVII века)

Самый настоящий максимализм. На последок мы оставили рогатые шлемы. Самый обычный шлем самурая напоминал силуэт Дарта Вейдера:

Это говорит о том, какое сильное влияние оказала военная мода Японии на сегодняшнюю поп-культуру. Художники по костюмам «Звёздных войн» всегда говорили, что на создание образа Вейдера их вдохновили нацистские шлемы, но Джордж Лукас признался, что он черпал вдохновение для всех костюмов «Звёздных войн» прямиком из классического фильма 1956 года «Семь самураев».

От гребня золотого кабуто до самых носков отделанных мехом кегутсу (обувь самураев) самураи наполнялись духовностью, надевая свою форму. И конечно же, в том числе присутствовала и защита для лица и шеи. Предназначенная для плавного слияния со шлемом, она демонстрировала прогрессивную, всепоглощающую силу формы самурая.

Сегодня может быть сложно представить себе людей, скрывающих лицо под маской с гримасой, поэтому остановимся на нашем самом любимом и самом известном кабуто:

Этот шлем принадлежал Тадакацу, известному как «самурай из самураев» и «воин, опередивший саму смерть», потому что он прошёл более 55 сражений без единого серьёзного ранения. Можно представить, как этот шлем, датированный поздним XVI веком, смотрелся на Тадакацу, на поле боя казалось, что рога вырастают прямо у него из головы…

.