Портрет типичного школьного хулигана в последние годы меняется. Помимо грубого и открытого обидчика, становится известным еще один более опасный тип

Специально для mixstuff – Светлана Бодрик

Многие в детстве сталкиваются с издевательствами, и последствия издевательств могут проявляться всю жизнь. Но что же заставляет ребенка издеваться над другими детьми?

Когда РубиСэм Янгз была выбрана хулиганом в качестве объекта для издевательств, ей было 10 лет, и она заканчивала последний класс начальной школы. Она только что переехала со своей семьей из Англии в Уэльс, и задира насмехался над ее акцентом. Затем они начали насмехаться над ее внешностью. «Я не могла понять», — делится РубиСэм. «Я на новом месте, я никого не знаю, никому не нравлюсь, и я не знаю почему. Я чувствовала себя одинокой и растерянной».

Янгз говорит, что постоянные издевательства, которые продолжались и в средней школе, оказали негативное влияние на все сферы ее жизни, и она начала курить и пить, пытаясь справиться с неприятными чувствами. Сейчас ей 46 лет, и только в прошлом году она смирилась с тем, что терпела издевательства в детстве.

«Мне казалось, что я никому не нравлюсь, поэтому я не нравилась сама себе», — говорит она.

Ее опыт подтверждает горькую истину. Дети, при всей своей невинности и неопытности, могут быть одними из самых жестоких задир. Их действия, которым, по всей видимости, в меньшей степени препятствуют социальные нормы, приобретаемые нами в более поздней жизни, могут быть беспощадными, грубыми и шокирующими. И они могут оказывать негативное влияние на жертв издевательств всю жизнь.

Но что заставляет ребенка издеваться над другими?

По определению ученых-психологов, травля — это форма агрессии между отдельными лицами или группами лиц, имеющими разную степень влияния. Такое определение не в состоянии отразить тот огромный ущерб, который травля может нанести жертвам, или объяснить сложные причины, по которым одни люди притесняют других. Но одним из ключевых элементов является разница в силе влияния.

«Может быть, ты издеваешься надо мной, и ты популярен, а я не популярен, и эта разница в силе влияния мешает мне защитить себя, — говорит Дороти Эспеладж, профессор из Университета Северной Каролины и эксперт по вопросам буллинга. — Домашнее насилие и агрессия со стороны братьев и сестер, несомненно, являются факторами риска того, что дети станут задирами, но причин этому гораздо больше, добавляет она. Дети, которые растут в семьях, где царит насилие, но ходят в школу, где борются с буллингом, и где поддерживается доброжелательная атмосфера, не обязательно станут издеваться над другими».

Портрет типичного школьного хулигана в последние годы меняется. Помимо грубого и открытого обидчика, становится известным еще один более опасный тип задиры. Дети, попадающие в эту категорию, как правило, отличаются лучшими социальными навыками, они часто харизматичны и нравятся учителям, они совсем не похожи на стереотипных недалеких хулиганов. Такие дети могут «включать» и «выключать» свою способность издеваться в соответствии со своими потребностями.

«Социально доминирующие задиры хотят быть лидерами толпы, — говорит Эспеладж. — И для этого они подавляют других детей, сталкивая их вниз по иерархической лестнице».

Так что же делать, если вы подозреваете, что ваш ребенок издевается над другими детьми?

Во-первых, надо разобраться, что побуждает их к этому.

«Если бы кто-то позвонил мне и сказал, что мой ребенок ведет себя подобным образом, я бы обязательно спросила: «Зачем ты это делаешь?», — говорит Эспеладж. «Может быть, ваш ребенок учится в школе, где от него ожидают именно этого.»

Также стоит подумать о том, а не повлияли ли ваши собственные действия на поведение вашего ребенка.

Одним из способов борьбы с издевательствами в школе может быть система, при которой младших учеников отдают под опеку старшему ученику, который может рассказать им, что делать в разных ситуациях, с которыми они сталкиваются во время учебы в школе.

Наличие благожелательной обстановки в школе также очень важно, когда речь заходит о борьбе с издевательствами. А для этого требуется много усилий и слаженности со стороны учителей и школьного персонала в целом.

.