Нам часто приходится читать на фоне посторонней речи, например, звуков телевизионной передачи, разговоров однокурсников в аудитории или коллег в офисе. В ходе опросов многие люди

Перевод для mixstuff – Игорь Абрамов

Современная жизнь полна отвлекающих факторов, и некоторые из них могут негативно отразиться на нашей способности концентрироваться во время учебы. Проблема заключается в том, что многие люди склонны недооценивать, насколько сильно они отвлекаются на происходящее вокруг них. Ученые разработали рекомендации, следуя которым можно получить максимальную отдачу от процесса учебы, принимая во внимание окружающую обстановку.

Нам часто приходится читать на фоне посторонней речи, например, звуков телевизионной передачи, разговоров однокурсников в аудитории или коллег в офисе. В ходе опросов многие люди сообщают, что их раздражает чужая речь, когда они пытаются сконцентрироваться на той или иной задаче. Но при этом они, как правило, неспособны точно оценить, насколько сильно отвлекают их эти посторонние звуки. Впрочем, ученым в лабораторных условиях удалось точно установить, что способность людей выполнять задачи, связанные с усвоением той или иной информации, как правило, существенно снижается из-за посторонней речи на заднем плане.

Так, например, в ходе недавнего исследования ученые фиксировали движения глаз участников эксперимента, когда они читали предложенные им тексты, одновременно слыша постороннюю речь. Результаты показали, что чтение в такой обстановке требует больших усилий, потому что участникам чаще приходилось возвращаться к ранее прочитанным словам, чтобы восстановить для себя их смысл. Это снижение концентрации происходило из-за того, что читатели невольно пытались слушать постороннюю речь и обрабатывать услышанное, даже если оно не имело ни малейшего отношения к тому, что они читали.

Музыка – еще один отвлекающий фактор, который нередко добровольно выбирают студенты. Недавний опрос показал, что 62 процента студентов слушают музыку регулярно во время учебы или выполнения домашних заданий. В то же время, уже упомянутое исследование движения глаз позволило выяснить, что прослушивание музыки также снижает эффективность чтения, подобно посторонней речи.

Возможно, дело в том, что вместе с музыкой часто звучит речь в форме текстов песен, которые мозг пытается обрабатывать независимо от воли человека. Фактически, недавний обзор большого количества исследований по этой теме, показал, что прослушивание песен может оказывать столь же сильный негативный эффект на понимание написанного текста, как и посторонняя речь.

В то же время, прослушивание инструментальной музыки, по всей видимости, незначительно снижает степень концентрации внимания. Поэтому, если вам нравится слушать музыку во время учебы, лучше, если это будут классические инструментальные произведения, чем последние поп-хиты.

Даже если вы найдете пустую комнату и уберете подальше наушники, заниматься учебой сегодня часто означает иметь дело с большим количеством потенциальных отвлекающих факторов, таких как смартфоны и социальные сети. В ходе одного из исследований учащиеся, которые на протяжении трех часов выполняли домашние задания, в среднем около 35 раз отвлекались на разговоры по телефону, поиск в интернете, не связанный с учебой, или прослушивание музыки.

Такие комбинации выполнения нескольких задач одновременно обычно связаны со снижением эффективности обучения. Например, в одном из исследований было установлено, что студенты, которым было позволено обмениваться текстовыми сообщениями во время лекции, усваивали ее содержание хуже, чем те, у кого были отключены мобильные телефоны. Другое недавнее исследование показало, что чем больше времени человек проводит в социальной сети Facebook, тем больше снижается концентрация его внимания во время учебы.

Однако, хотя использование других источников информации во время учебы отрицательно сказывается на успеваемости, студенты, возможно, далеко не всегда это осознают, поскольку многие склонны переоценивать свои способности к выполнению нескольких задач одновременно. Например, в ходе одного из экспериментов участников попросили выполнить либо одно задание, либо сразу два. Задачи включали в себя оценку правильности предложенных высказываний на слух и анализ формы визуальных объектов. Несмотря на то, что многие участники, как подростки, так и молодые взрослые, выражали уверенность в своей способности выполнять несколько задач одновременно, фактически их эффективность была почти всегда заметно ниже по сравнению с выполнением одной задачи.

В целом результаты исследований свидетельствуют о том, что использование медиа-устройств должно быть ограничено из-за снижения концентрации внимания при параллельном выполнении нескольких задач. Одна из стратегий, позволяющая избежать негативных последствий в таких ситуациях, заключается в том, чтобы устраивать короткие «технологические перерывы», во время которых можно зайти в интернет, но затем снова прекратить доступ к гаджетам до конца учебного периода. Другие варианты могут заключаться в том, чтобы избегать использования смартфонов и прочих подобных устройств до завершения процесса учебы в течение дня, или держать эти отвлекающие факторы подальше от своего рабочего места, чтобы минимизировать их воздействие.

Итак, хотя многие из нас, возможно, думают, что способны учиться в оживленном кафе или при включенном телевизоре, и уж точно не готовы расстаться с телефоном, который позволяет оставаться на связи с миром, весьма вероятно, что на самом деле все это серьезно снижает эффективность усвоения информации. Планируя процесс учебы таким образом, чтобы свести к минимуму отвлекающие факторы, можно повысить концентрацию внимания и общую успеваемость.