Кельтский праздник Самайн

0
129

Все знают, что 31 октября, в канун Дня Всех Святых, празднуется Хэллоуин. В этот день принято переодеваться в пугающие костюмы и вырезать рожицы на тыквах. Но мало кто знает корни этого праздника. Хэллоуин восходит корнями к кельтскому Самайну (или Самхейну) – празднику смерти и окончания сбора урожая.

костюмы на хэллоуинНазвание праздника на древнеирландском – Samhain. Предположительно, что это слово происходит от санскритского «samana», что значит «сход, собрание». Читается оно как «савань» — или, в современном прочтении, «саунь».

Когда урожай был собран, когда дни становились много короче ночей – наступало темное время года, время смерти. Кроме последнего дня сбора урожая Самайн возвещал и о наступлении зимы, и считался началом нового года. В это таинственное время открывались двери в иной мир – мир фейри или сидов. Сиды живут в бругах – дворцах внутри холмов.

Их страна – это страна вечной молодости и счастья. Фейри целыми днями пируют, танцуют или охотятся. Когда-то они были известны под именем Туата де Дананн (то есть племя богини Дану) и являлись богами кельтов. В этом племени легко узнать характерный для почти всех народов культ предков, а в бругах — курганы, в которых кельты хоронили своих правителей. В ночь на Самайн сиды выходят к людям, а люди могут забрести в страну вечной молодости.

В эту ночь случаются разнообразные контакты между сидами и людьми – возможно, кого-то из людей потом не досчитаются в деревне. Именно в самайнскую ночь Дженет, героиня известной шотландской сказки, вызволяет своего возлюбленного, Там Лина, из плена королевы фей. Тогда же происходят многие ключевые события кельтского фольклора, например, битва при Маг Туиред, в которой Туата де Дананн бились с демоническим народом фоморов.

Есть несколько теорий о том, когда именно праздновался Самайн – начинался ли он с полнолуния или новолуния, или же был привязан к дню в календаре. Известно лишь, что празднование длилось не один день, а несколько, и что эти дни не входили ни в год уходящий, ни в год приходящий – это были дни безвременья.

костюм ПеннивайзаС празднованием Самайна у кельтов были связаны определенные ритуалы и поверья. Это время ассоциировалось со смертью. Считалось, что на Самайн умирали люди, нарушившие свои гейсы (Гейсы – это своеобразные запреты-табу, запрещавшие человеку совершать какое-нибудь действие или, наоборот, обязывающие его некое действие совершить.

Гейсы лежали на многих героях кельтских эпосов, например, ирландский богатырь Кухулин не должен был отказываться от пищи с любого очага, что привело его к гибели). На Самайн вспоминали умерших, выставляли для них еду и питье. Устраивался пир и для живых – как последняя сытая трапеза перед голодной зимой. Считалось, что посетившие пир люди становились неподвластны злу. На пиру пили мед, ели хлеб, мясо и рыбу. В обязательном порядке на пиру угощали и молоком, маслом, яблоками, сыром и орехами.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Как предотвратить проблемы с ногтями и ресницами после наращивания

Это был праздник мертвых не только для людей – традиционно в это время решали, какие животные будут зарезаны для того, чтобы сделать запасы на зиму, а какие – переживут зиму. Делили и собранный урожай.

Ритуалы Самайна были связаны с костром. Разжигали священный огонь, от которого потом зажигались светильники и очаги в домах. С огнем связывали очищение – люди прыгали через него или проходили между двумя высокими кострами. Иногда с той же целью между кострами проводили скот и с факелами ходили вокруг поселения и полей.

В костры бросали кости животных или рыбы, клочки шерсти – своеобразное жертвоприношение, возвращение части урожая природе. На прошедших огонь костях гадали друиды. Приносили в жертву животных, их кровь и кости. Конечно, в более раннее время в жертву приносили и людей. Жертву сжигали на костре. Как правило, жертвой выступали преступники, пленные или чужаки. Однако со временем, еще до прихода христианства, людей стали заменять животным или чучелом.

Помимо пищи, которую ели на пиру, готовилась и священная, ритуальная пища, часть которой подносили богам, часть могли засушить и использовать в качестве оберега, а часть съедали люди. В качестве такой пищи выступал изготовленный по особому рецепту хлеб.

Свои ритуалы проводили и друиды. На стенах домов и частокол насаживали человечьи головы или черепа – чтобы отпугнуть враждебные человеку сверхъестественные силы.

С приходом христианства Самайн был преобразован в День Всех Святых, который и поныне отмечается 1-го ноября. Многие традиции и обычаи, связанные с Самайном, оказались утраченными и забылись. Люди стали бояться старых богов, считая их демонами и боясь выходить из дома в эти темные дни. Сейчас День Всех Святых считается праздником, когда духи умерших возвращаются на землю и когда их вспоминают на земле. Что же касается примыкающего к Дню Всех Святых Хэллоуину, то он церковным праздником не является.

В некоторых традициях Хэллоуина можно узнать старые самайнские обычаи. Например, знаменитые тыквы появились под влиянием друидического обряда с вывешиванием человеческих голов. Позднее головы были заменены мешками с соломой с нарисованными рожицами, потом, с «переездом» праздника в Америку – тыквами.

Сейчас Самайн наряду с Хэллоуином отмечается по всему миру неоязычниками, и его древние традиции продолжают жить в том или ином виде.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь