«Скопидом-эффект»: почему мы склонны переоценивать своё имущество

0
19

Источник перевод для mixstuff – Света Гоголь

Каждый раз, когда мы что-нибудь покупаем, в нашем сознании происходит
странная вещь:

Какой бы ни была покупка (пара джинсов, машина или даже дом) — в тот
момент, когда мы вступаем в права владения, она преображается. И если
кто-нибудь захочет её выкупить, то, скорее всего, мы оценим её выше, чем человек
готов был предложить.

Вы знаете людей, которые забивают разным хламом чердаки, кладовки и гаражи?
Расстаться с давно не нужными вещами таких
людей не убедишь никакой силой. «Ловушка сознания», которая не позволяет им это
сделать, свойственна практически каждому: как только вещь становится нашей, мы
начинаем оценивать её стоимость выше, чем другие люди.

В ходе нескольких научных экспериментов выяснилось, что этот эффект
обладает необычайной силой.

Профессор Дэнни Канеманн показывал участникам своего эксперимента обычную
кружку и просил написать на листе бумаги цену, за которую они готовы были бы её
купить. В среднем, люди оценили кружку в районе пяти долларов. Затем одна
половина участников получила по кружке, а другая – по пять долларов, с тем,
чтобы попытаться её купить. Но торговля не пошла. Как только кружка оказывалась
во владении человека, он тут же поднимал цену до десяти долларов.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Тайны пятизвёздочного отеля

Во время другого исследования обладатели билетов на бейсбольный матч
оценили их стоимость в 14 раз выше, чем другие люди готовы были за них
предложить.

Именно поэтому, кстати, иногда магазины позволяют взять какую-либо вещь «на
время» — они знают, что как только вы почувствуете вещь своей, её цена покажется
вам не такой уж высокой.

В обычной жизни торговля происходит под давлением – продавцы вынуждены
продавать за ту цену, которая им может казаться несправедливой – иначе продукт
может испортиться или будет нечем оплачивать аренду. Но если такого давления не
было бы, то ситуация могла бы измениться кардинально и заключить сделку было бы
куда сложнее.

С особенной силой этот эффект проявляется, когда речь идёт о чём-то очень
личном, вроде драгоценности, подаренной близким человеком. Или если какая-либо
вещь находилась с нами долгое время.

Иногда, само собой, сентиментальная ценность вещи вполне оправдана, но
далеко не всегда. Так что если в вашем доме или квартире старого хлама
накопилось столько, что его уже некуда складывать, спросите себя: Действительно
ли мне всё это необходимо, или это всего лишь действие «скопидом-эффекта»?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь