Источник перевод для mixstuff – Света Гоголь
На прошлой неделе в Бангладеш несколько тысяч рабочих швейной фабрики устроили забастовку, заявив, что не вернутся на свои рабочие места, пока руководство не «выкурит» из здания призрака.
Началось с того, что одна из работниц предприятия вдруг почувствовала себя плохо. По её собственным словам, она отлучилась по нужде, и в туалете на неё напало привидение. После этого события развивались стремительно: обнаружились другие «пострадавшие» и вскоре 3000 перепуганных рабочих вышли на улицу с протестами, а несколько десятков «возмущённых» начали громить всё подряд, пока не приехала полиция и не пустила в ход слезоточивый газ.
Такое, конечно, случается в Бангладеш не каждый день, но эта ситуация покажется немного менее странной, если учесть её психологический, культурный и исторический контекст.
История массовой истерии
Истории, когда рабочие юго-восточных швейных фабрик становились жертвами мистических и необъяснимых явлений, случались и раньше. С июня по сентябрь 2011 года больше тысячи рабочих обувных и швейных фабрик Камбоджи вдруг почувствовали сильную усталость, головокружение и тошноту. После отдыха и лечения все они выздоровели и вернулись к работе. Никаких токсических веществ или заражений окружающей среды, которые могли бы вызвать подобные симптомы, обнаружено не было.
Нечто подобное произошло в Бангладеш несколько недель назад. В тот раз несколько сотен рабочих бангладешской столицы Дакка и других городов, где расположены швейные фабрики, начали обращаться к врачам с описанными выше симптомами – и тоже по совершенно непонятной причине.
Медики пришли к заключению, что в большинстве случаев симптомы были следствием массовой истерии, которая часто начинается с одного человека, сильный стресс приводит к физическому недомоганию. Когда это случается, коллеги, члены семьи и друзья тоже могут начать испытывать те же симптомы.
Подобные вспышки обычно поражают закрытые сообщества – школы, больницы или предприятия, члены которых испытывают постоянное психологическое давление или находятся в состоянии стресса. Конкретно в Бангладеш страх ещё может быть связан с трагедией, произошедшей на одной из швейных фабрик в апреле этого года – тогда при обрушении здания погибло больше тысячи рабочих.
Призраки и массовая истерия
Что касается туалетного призрака, с которого начался нынешний бунт, то эта ситуация очень нетипична – обычно массовые истерии не связаны с гостями из загробного мира.
Правда, начинается любая истерия почти всегда с чего-то необъяснимого. А от страха перед некой ужасной и непонятной болезнью до страха перед неким непонятным мистическим явлением – один шаг. Значительная часть жителей Бангладеш (преимущественно мусульман) верят в призраков, и часто списывают свои болезни на происки злых духов.
Важно заметить, что непосредственными жертвами нападений «туалетного привидения» оказались единицы из трёх тысяч бастующих. И женщина, с которой всё началось, не утверждала, что видела привидение. Она заявляла, что почувствовала себя плохо, и что в этом виноват дух. Кроме того, в Азии и на Ближнем Востоке призракам вообще часто приписывают особое пристрастие к туалетам и ванным комнатам. Например, считается, что джины и другие духи особенно любят селиться в уборных и канализационных трубах, а в японском фольклоре есть даже особый дух ханако-сан, который обитает только в женских ванных комнатах.
Специального лечения массовой истерии не существует (кроме внимания со стороны докторов и представителей властей), они заканчиваются сами собой так же неожиданно, как и начинаются.
Случай с привидением особенный в том смысле, что на этот раз рабочие «знали» кто виноват в их недомоганиях и «знали», как с этим справиться – провести ритуал изгнания.
Поэтому руководство фабрики наняло специальных людей, которые провели полагающийся в таких случаях обряд. Фабрику пришлось закрыть на несколько дней, чтобы все успокоились. Когда она снова откроется, скорее всего, никакой нечистой силы там не обнаружится – по крайней мере, пока ещё кому-нибудь не примерещится что-нибудь странное.