Наука знает, как можно изменить мнение человека на прямо противоположное

Источник перевод для mixstuff – Света Гоголь

Группа исследователей из Швеции под руководством профессора Лундского университета Ларса Холла провела эксперимент с участием 160 волонтёров, которым было предложено прочитать 12 утверждений и либо согласиться с ними, либо нет. Утверждения затрагивали самые разные морально-нравственные вопросы — от проституции до палестино-израильского конфликта.

В двухстраничной анкете содержался фокус — двойные страницы, с двумя наборами утверждений, и липким слоем на планшете, который выдавался вместе с анкетой.  Когда человек переворачивал страницу, чтобы закончить заполнять анкету, верхний слой первой страницы приклеивался к планшету, после чего смысл вопросов менялся на прямо противоположный, а ответы оставались неизменными.

Например, одно из утверждений первоначально звучало так: «Полномасштабный государственный надзор над электронной почтой и интернет-траффиком в качестве средства борьбы с международным криминалом и терроризмом должен быть запрещён». После «фокуса» слово «запрещён» оказывалось заменено словом «разрешён»

Затем участников просили зачитать вслух три утверждения, два из которых были изменены, и развить каждую из тем.

Примерно половина участников даже не заметила изменений, а 69 процентов согласились, по меньшей мере, с одним из изменённых утверждений.

Некоторые даже изъявляли желание отстаивать изменённые утверждения. 53 процента участников спорили и приводили аргументы в пользу мнения, противоположного высказанному изначально.

Ранее учёные уже проводили подобные эксперименты, затрагивающие вкус, запах и эстетическое чувство участников, и выявили похожее явление, которое назвали «слепота выбора».

«Я не считаю, что этим экспериментом мы разоблачаем людей или насмехаемся над ними,  — замечает Холл. — Скорее, мы показали, какими могут быть открытые и гибкие люди».

Эксперимент ставит вопрос о том, чего на самом деле стоят данные, полученные при помощи разного рода анкетирования. Судя по результатам исследования, стандартные анкеты «не отражают сложного отношения человека к вопросу, которое может и не сводиться к простому да или нет».